Рекламная индустрия в Казахстане

Первое и самое важное, рекламные агентства в Казахстане есть! Честное слово. Наши сотрудники даже в них работали какое-то время назад. А что вообще насчёт этой индустрии у нас в стране? Какие особенности, нюансы, перспективы?

 Казахстан

Новый, независимый Казахстан. Since 1991. Да, история Казахстана началась значительно раньше, с Казахского ханства или даже раньше, здесь может быть много точек зрения. Но именно современный формат, динамично развивающегося, продвинутого, многонационального государства появился после закономерного распада СССР, плохо это или хорошо не нам судить. И в этом современном государстве постепенно сформировался и продолжает формироваться свободный и конкурентный рынок. Да, немного фактов – на 2017 год, средняя зарплата в Казахстане равняется 140 тысячам тенге (380-400 долларов), 4 % составил рост ВВП, 8850 долларов ВВП на душу населения, безработица менее 5%. Население Казахстана около 18 миллионов человек с 5 миллионами домохозяйств, 77-80% составляет пенетрация (слово-то какое) интернета. Остальную информацию об экономике и социуме вы можете почерпнуть из Википедии. В итоге, мы живём в развивающемся, молодом государстве. Благодаря всяческой государственной поддержке малого бизнеса, он реально растёт и множится, стартапы и начиная растут как грибы после дождя. Почти во всех сферах бизнеса появляется здоровая конкуренция. А значит, и рекламные агентства тут очень кстати.

Первые рекламные агентства появились в Казахстане в середине-конце 90-х, это были международные гиганты, пришедшие на рынок вслед за своими клиентами, такими как Procter&Gamble, Mars, Schwarzkopf&Henkel, Colgate и другими титанами FMCG. Некоторые из них продолжают успешно работать и по сей день, адаптируясь к изменяющимся условиям. А условия действительно изменились.

Начало нулевых

В начале нулевых бурный рост экономики (спасибо цене бочки) послужил мощным толчком в развитии и рекламного рынка. Международные компании не скупились на рекламные кампании эксклюзивно для рынка РК, например P&G с брендом Pantene снимали отдельные ролики с локальными знаменитостями для Азербайджана, России и Казахстана, сегодня – фиг там, только адаптация единого ролика для СНГ (а то и вообще Европы и СНГ). Банковский и строительный бум также породил массу кампаний с огромными медийными и производственными бюджетами. Рекламные агентства множились и разрастались, владельцы могли зарабатывать приличные суммы. Да что там владельцы, многие дизайнеры или 3дшники вспоминают, как один заказ мог принести денег на б/у БМВ. Потом всё изменилось.

Конец нулевых

Кризис 2008 года больно ударил по рекламным агентствам, особенно пострадали те, кто работал со строительными компаниями – например, одно из сетевых, работавшее одновременно с несколькими «строителями», разом потеряло 80% профита. Соответственно задержки зарплат и сокращение штатов стало обычным делом.

Время кризиса

Крупные международные игроки стали сокращать свои расходы на маркетинг, некоторые очень стремительно – Procter&Gamble, как показательный и эталонный пример, совсем закрыл отдел маркетинга, предоставив все полномочия региональному подразделению по СНГ. И те из рекламных агентств, кто плотно сидел на игле международных бюджетов (привет Saatchi&Saatchi) впали в глубокую депрессию. Некоторые сумели переориентироваться на локальных клиентов и стали развиваться дальше, некоторые закрылись или пребывают в полуживом состоянии. Настало время локальных производителей, локального бизнеса вообще. Здесь появляются и отлично себя показывают новые рекламные агентства – созданные местными и для местного бизнеса, понимающие все реалии рынка. Школа международных сетей также помогла в этом становлении, уровень и количество отличных специалистов в Казахстане является очень достойным. Кстати, по поводу уровня, он действительно вполне себе международный, небольшое количество наград на международных рекламных фестивалях объясняется, прежде всего, количеством работ поданных на эти фестивали.

Новое время

Сегодня сильнейшие рекламные агентства в Казахстане представлены как несколькими относящимися к международным сетям, так и превосходными локальными агентствами. То есть рынок вполне сформирован, вполне профессионален и продолжает развиваться. Вбивая в строчке поисковика (Google или Яндекс наиболее популярны) запрос «рекламное агентство» или «рекламное агентство Алматы» или «разработка логотипа» или любой другой, вы точно найдёте подходящее рекламное агентство по цене, качеству и духу.

Перспективы

Они есть.

Да, про классификацию рекламных агентств в Алматы есть другой материал на нашем сайте - почитайте.

kazakhstan 807034 1280

Метки: рекламное агентство, рекламное агентство алматы, логотип, рекламный ролик